Рынок художника: жизнь после смерти

Рынок художника: жизнь после смерти

Принято считать, что рынок известного художника резко активизируется после ухода автора. Так ли это? Artprice предложил свой взгляд на этот вопрос

Гипотеза звучит вполне логично: после смерти автора прекращается и его творчество; новых работ больше не появится, а значит, те, что уже находятся в обороте, становятся более востребованными. Но, по мнению аналитиков Artprice, «эффект смерти» несколько преувеличивают. Всплеск активности на рынке работ того или иного автора сразу после его смерти часто сменяется быстрым возвратом к прежним уровням.

Предвидеть, сколько будут стоить работы умершего художника в отдаленной перспективе, на самом деле довольно сложно. Взять, к примеру, двух пейзажистов, работавших в одно время и одинаково востребованных при жизни, англичанина Уильяма Тёрнера (1775–1851) и шотландца Горацио МакКаллоха (1805–1867). Работы первого сегодня стоят миллионы, а второй практически забыт. На популярность либо забвение в данном случае могло повлиять то, что в год смерти Тёрнера коллекционеры выкупили 77 % его наследия (из них 28 % приобрел его главный дилер Томас Агню); а наследие МакКаллоха после смерти раскупили на 42 %. В результате цены на работы Тёрнера в 1851 году выросли на 122 %, а рынок Маккалоха, напротив, в 1867-м упал на 32 %. И аналогичный ценовой разрыв сохраняется по сей день.

Другими словами, многое зависит от того, как поведут себя наследники автора, дилеры, коллекционеры, музеи и пр. в первое время после смерти художника: сколько работ будет предложено и куплено, какие пройдут посмертные выставки и т.д. Особенно это касается тех случаев, когда автор рано ушёл из жизни, оставив небольшой корпус работ. В этой ситуации часто работы выкупаются массово, дилеры и коллекционеры гоняются за ними, движимые то ли спекулятивными мотивами, то ли желанием не упустить нечто важное. Именно это происходит сейчас, к примеру, с рынком работ Мэтью Вонга, канадского художника, ушедшего из жизни в возрасте 35 лет: до его смерти в 2019 году у автора не было ни одной продажи на вторичном рынке, но за 2020 год аукционный оборот его работ достиг $21 млн.

Помимо «эффекта смерти» есть еще так называемый «эффект спекуляции на смерти». Исследования 2000 и 2017 годов экономиста Роберта Экелунда показали, что часто цены растут не столько после смерти автора, сколько в последние годы его жизни. Это касается в первую очередь художников преклонного возраста. Проанализировав свыше 6 тыс. аукционных результатов 17 послевоенных американских художников, Экелунд и его коллеги установили, что в течение последних пяти лет жизни авторов цены на их работы в среднем росли на 6 % ежегодно, а в год их смерти падали почти одинаково — на 26 %.

Источник: artprice.com

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

20.01.2021 👁 13517

Также читают