«Охотники за сокровищами» в Музее русского импрессионизма

«Охотники за сокровищами» в Музее русского импрессионизма

Выставка произведений русского и советского модернизма художников первой трети XX века из 14 частных коллекций. В экспозиции работы Малевича, Лентулова, Кандинского, Шагала, Коровина, Нестерова, Пиросмани и др.

С 21 апреля по 29 августа в Музее русского импрессионизма по адресу: Ленинградский проспект, 15, стр. 11, будет проходить выставка «Охотники за искусством», рассказывающая о том, как в годы «оттепели» и «застоя» увлеченные коллекционеры собирали и сохраняли произведения музейного уровня. В экспозиции представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века — от Константина Коровина и Александра Бенуа до Казимира Малевича и Нико Пиросмани. Партнером выставки выступает петербургская галерея KGallery.

О том, что в советское время были люди, которые хранили в квартирах шедевры живописи, графики и скульптуры, говорят редко и мало. Музей расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда и их находок, многие из которых до сих пор редко демонстрируются широкой публике.

Зрители смогут увидеть работы мирискусников Бориса Кустодиева, Константина Сомова, символистов «Голубой розы» Павла Кузнецова, Николая Сапунова, московских сезаннистов «Бубнового валета» Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. В состав экспозиции также войдут самобытные примитивистские произведения Нико Пиросмани из коллекции Игоря Сановича; живопись и графика Бориса Григорьева из собрания Николая Тимофеева, работы Василия Кандинского и Алексея Явленского из собрания нашего современника Валерия Дудакова.

Во многом благодаря таким собирателям, как кинорежиссер Соломон Шустер, переводчик-синхронист Алексей Стычкин, врачи Александр Мясников и Арам Абрамян, видный дипломат Владимир Семенов, были сохранены значимые произведения русского искусства. В 1950–80-е годы работы художников-модернистов публично порицались и исключались из постоянных экспозиций государственных музеев. Коллекционеры искали и приобретали произведения гонимых мастеров под угрозой ареста по статье «Спекуляция», рискуя не только средствами и имуществом, но и собственной свободой. В наше время многие из этих работ продаются на аукционах за рекордные суммы.

Для героев выставки пополнение коллекций было попыткой сформировать собственный мир, альтернативный советской действительности. Типовые квартиры коллекционеров в сталинках и хрущевках нередко превращались в настоящие островки культуры и искусства. В доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала и других мастеров. Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке механика Иосифа Эзраха, жил среди полотен знаменитых художников и физик Илья Палеев.

«Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», — вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого заниматься коллекционированием было просто опасно. Под постоянным страхом конфискации коллекций и повторных арестов жили историк Сигизмунд Валк, нефтехимик Игорь Афанасьев. Однако «вирус собирательства» пересиливал — и коллекции продолжали пополняться.

В советское время приобрести произведения искусства легальным путем можно было в комиссионных магазинах. Прежде чем выставить в публичный доступ новые поступления, сотрудники комиссионок нередко устраивали закрытые просмотры для избранного круга покупателей, которым и доставались лучшие вещи. При этом авангардные работы не принимались на комиссию по соображениям цензуры и были доступны только для узкого круга коллекционеров, знакомых с художниками, их друзьями и наследниками.

Представленные на выставке работы до сих пор принадлежат наследникам собирателей или современным коллекционерам. Каждой коллекции будет посвящен отдельный раздел экспозиции; живописные и графические работы дополнят портреты коллекционеров, выполненные в стиле комикса художником Марией Пономаревой, а также эссе о каждом собирателе искусствоведа и писателя Софьи Багдасаровой.

Оформление выставки в стиле криминальной драмы отразит практически детективную историю охоты за предметами искусства. Важной частью проекта станет серия фотографий летописца позднесоветской эпохи Игоря Пальмина: она поможет совершить виртуальное путешествие в прошлое, вспомнить или попытаться ощутить атмосферу тех лет.

Куратор выставки — Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Источник: пресс-релиз Музея русского импрессионизма

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

22.04.2021 👁 19374

Также читают